fbpx

Безэкипажный гидрографический комплекс "КАЛАН"

   ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ:

  • Гидрографических сьемок;
  • Гидрологических сьемок;
  • Поисковых работ;
  • Обследования дна акваторий и гидротехнических сооружений.

 DSC00320

 

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ:

     Выполнение гидрографических, гидрологических съемок, поисковых работ, обследования подводных объектов на обычных объектах в усложненных условиях:

  • там, где затруднен спуск на воду обычного плавсредства (лодки, катера) из-за топких, заиленных берегов, поросших густой растительностью;

  • на участках критического мелководья с глубинами до 0.5 метра;
  • на участках с крутыми стенками набережных;

  • на объектах, где нахождение людей на акватории является небезопасным – пруды- охладители, шламохранилища и другие водоемы с нестандартным наполнением.

 БАЗОВАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ БГК "КАЛАН":

  • однолучевой гидрографический эхолот,

  • двухантенный ГНСС-приемник, работающий в RTK-режиме и выполняющий функции ГНСС-компаса,

  • видеокамера с обзором 360 градусов, с системой управления и передачи данных,

  • комплект из двух основных и двух сменных быстрозаменяемых аккумуляторных батарей,

  • АРМ оператора с ПО для съемки и обработки данных.

В расширенной комплектации на БГК «КАЛАН»в дополнение к эхолоту устанавливается гидролокатор бокового обзора ГБО СКАТ в малогабаритном варианте. При этом гидроакустическое изображение с гидролокатора передается на  берег и отображается на экране оператора в режиме реального времени.

В архитектуру электронного блока БГК «КАЛАН» и канала передачи данных заложена возможность передачи данных с дополнительного оборудования, такого как многолучевой эхолот, звуковизор, гидролокатор кругового обзора, профилограф скорости течения, система лазерного сканирования и т.д.

Основные технические характеристики:  

таблица1.jpg

 

КаланГлавный сайт

 

Конструктивно КАЛАН является катамараном, в поплавках которого установлены движители и сменные аккумуляторные батареи. Параметры корпуса обеспечивают устойчивое движение катера не только на гладкой воде, но и при наличии волнения до 3 баллов. При этом выполнение гидрографической съемки выполняется при волнении не более 2 баллов.
Конструкция и расположение движителей, оснащенных съемными защитными решетками, обеспечивают защиту от попадания в гидродинамический канал постороннего мусора. Кроме того, движительный комплекс полностью защищен от повреждений в случае посадки катера на мель.
Рекомендуемая скорость выполнения гидрографической съемки – до 5 км/ч, что обеспечивается специальной гидродинамической формой датчика эхолота и ГБО.

 

изображение_2022-11-23_110855770.png

Размер катера составляет 900х1200х850 мм (с установленными антеннами). При снятых антеннах катер имеет размер 900х1200х500 мм и легко помещается в багажник кроссовера.

Кроме того, компоновка корпуса позволяет устанавливать для перевозки 2 КАЛАНа, один над другим, и при этом весь комплект помещается в багажнике внедорожного автомобиля.

Вес КАЛАНа с комплектом батарей, эхолотом и гидролокатором составляет 32 кг.

  

Время работы БГК «КАЛАН» от штатных батарей не менее 8 часов. Каждая батарея, имеющая герметичный корпус и оснащенная кабелем с герморазъемом, размещается в отсеке в корпусе поплавка. При этом процесс замены батарей занимает не более двух минут. В комплект аппарата входят 4 батареи – 2 основных и 2 сменных, что позволяет обеспечить работу без подзарядки не менее 16 часов. Кроме того, суще- ственным достоинством КАЛАНа, в отличии от представленных на отечественном рынке зарубежных аналогов является то, что для замены аккумуляторных батарей не требуется открытия основного отсека с электронной аппаратурой, что существенно повышает надежность изделия при эксплуатации.
Герметичный корпус с электронной аппаратурой установлен на жесткой раме. Все антенны и электронные блоки внешних устройств подключаются с использованием герморазъемов. При эксплуатации комплекса от оператора не требуется открывать герметичный корпус ни при каких операциях.
         
                                                                 

коллаж1.jpg

 Антенны системы управления и передачи данных используют канал WiFi. Дальность передачи данных составляет не менее 2 км, управления – не менее 3 км (опционально до 5 км). Комплекс может работать как в режиме ручного управления оператором, так и под управлением автопилота. И в том, и в другом режиме, на рабочее место оператора передается вся получаемая информация. «Сырые» данные со всего оборудования сохраняются на жестком диске «на борту» катера и не могут быть потеряны ни при каких перебоях в работе канала связи.
Более того, при выходе из зоны связи и последующем возвращении в зону доступности, происходит передача на АРМ оператора всей информации, накопленной за время отсутствия связи. Таким образом, оператор может видеть, где и какие данные были сняты за время потери связи.

В составе комплекса используется:
Гидрографический эхолот СКАТ с максимальной глубиной 50/200 метров и разрешением по глубине 1 сантиметр, включенный в Государственный Реестр средств измерений и проходящий периодические поверки. Также в составе комплекса используется отечественное ГНСС-оборудование, обеспечивающее сантиметровую точность позиционирования при работе в RTK-режиме, внесенное в Государственный Реестр средств измерений и проходящее периодические поверки.
В процессе выполнения съемки на экране оператора отображается траектория движения КАЛАНа, окрашиваемая в зависимости от глубины, что позволяет в режиме реального времени иметь представление о рельефе дна. Соответствие глубин цветам отображается на палитре.


Все программное обеспечение, используемое для планирования съемки, отслеживания ее выполнения, получения, отображения и обработки данных не только является нашей собственной разработкой, но и изначально создавалось кроссплатформенным и может функционировать под управлением операционных систем Linux и Windows.
Это избавляет нас от опасной зависимости использования зарубежного программного обеспечения с непредсказуемыми ограничениями в его использовании, которые могут возникнуть в любой момент.      
     
            

 СОСТАВ БГК КАЛАН: 

Базовая комплектация

таблица2 2

ОПЦИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЦИИ ДЛЯ БГК «КАЛАН» 

Опции

таблица3

Дополнительные опции

таблица4

Весь комплекс оборудования, составляющий полезную нагрузку при необходимости может быть перенесена на другие безэкипажные и управляемые надводные аппараты как большего, так и меньшего размера в зависимости от условий эксплуатации и от личных предпочтений Заказчика.

Опытная эксплуатация

В соответствии с поручением Росморречфлота № УВВТ-1925 от 12.09.2022 г. в рамках реализации программы Правительства Российской Федерации по импортозамещению оборудования иностранного производства с переходом на отечественные разработки и программное обеспечение, ФГБУ «Канал имени Москвы» оказало активное содействие проведению испытаний нашего оборудования БГК «КАЛАН».  Для проведения опытной эксплуатации, которая проводилась  на участке проведения дноуглубительных работ в акватории Клязьминского водохранилища использовался гидрографический катер «Путейский». Работы  выполнены и продолжают выполняться по следующим направлениям:

  1. Выполнение промерной гидрографической съемки с применением  гидрографического однолучевого эхолота;
  2. Отработка оперативного гидрографического сопровождения (экспедиционная проводка).

 

                                                                        

 

                                        коллаж2                                            

 

Участок проведения дноуглубительных работ.   

фото001

Данные промерной гидрографической съемки с применением БГК «КАЛАН» с гидрографическим однолучевым эхолотом с межгалсовым расстоянием 2 м.  Непосредственно в процессе проведения съемки на АРМ оператора отображается информация о глубине в выбранной палитре. Это позволяет оперативно оценить текущую обстановку.

Опытная эксплуатация БГК «КАЛАН». Акватория ФБУ «Администрация «Волго-Дон»:

В рамках проведенной Всероссийской научно-практической конференции "Обеспечение безопасности и надежности судоходных гидротехнических сооружений",  демонстрируя работу БГК «КАЛАН» на объекте ФБУ «Администрация «Волго-Дон» (акватория Ильевского гидроузла подходного канала Шлюза № 13), 03 октября были выполнены промерная гидрографическая съемка с применением с гидрографического однолучевого эхолота и визуальное обследование зоны переменного уровня подходного канала шлюза.

                                  коллаж3 

коллаж4.jpg

На обследуемой акватории был выбран участок, параллельный стенке канала шлюза размером 45х108 м. На нем в ПО Акваскан Мультисонар были сформированы сетки основных (длина 45 м, межгалсовое расстояние 5 м) и контрольных (длина 108 м, межгалсовое расстояние 7 м) галсов.

               коллаж5

 

В результате был сформирован маршрут для прохождения с общей длиной галсов 1545 м. Площадь полигона составила 4860 кв.м. Съемка данного участка заняла 27 минут.
В процессе выполнения съемки на экране оператора отображается траектория движения КАЛАНа, окрашиваемая в зависимости от глубины, что позволяет в режиме реального времени иметь представление о рельефе дна. Соответствие глубин цветам отображается на палитре.
Для контроля качества съемки в режиме постобработки было выполнено сличение галсов. Расхождение полученных значений глубин на пересечениях основных и контрольных галсов не превышало нормативных значений.

 

       коллаж6

 

По обработанным данным в модуле программы "Акваскан МС" было выполнено построение батиметрической карты, отчетного планшета и галсовой кальки в масштабе 1:500 и шагом изобат 0.2 м.

Батиметрическая карта в масштабе 1:500 с шагом изобат 0.2 м.

  коллаж7 

 

Отчетный планшет в масштабе 1:500 и шагом изобат 0.2 м.

фото002 

 

Галсовая калька  в масштабе 1:500.

фото003

 

Подробность получаемой информации позволяет фиксировать дефекты с привязкой к координатам. Возможность визуальной документальной фиксации состояния поверхности гидротехнических сооружений с привязкой ко времени и к координатам может быть весьма полезной при обследовании внешней поверхности гидротехнических сооружений и при возникновении повреждений конструкций.

фото004

С использованием КАЛАНа была выполнена тестовая видеосъемка железобетонной стенки подходного канала шлюза № 13 (с одновременным промером). Участок выполнения видеосъемки показан на схеме (цвет траектории соответствует глубинам).

фото005

 

Представленное техническое решение, являющееся полностью отечественной разработкой и не зависящее от санкционной ситуации позволяет решать важные задачи по контролю технического состояния гидротехнических сооружений и акваторий.

Tags: КАЛАН