fbpx

Публикация в журнале ТСР (Тренды События Рынки) о компании НПП "ФОРТ XXI"

вкл. . .

НПП «Форт XXI». Судьба первых

В рамках редакционного спецпроекта «20 ЛЕТ ФГУП «РОСМОРПОРТ»» в федеральном деловом журнале «ТСР» (Тренды. События. Рынки) №194-195 вышла статья о компании НПП "ФОРТ XXI"

НПП «Форт XXI». Судьба первых

Быть первопроходцем в своем деле — судьба непростая, но, безусловно, полная интересных и нетривиальных задач. На своем опыте в этом убедились в ООО НПП «Форт XXI». За тридцать лет компания не один раз оказывалась на передовой отечественного приборостроения, создавая комплексные решения для обследования водоемов и шельфа. Об истории компании, ее достижениях и главных задачах журналу «ТСР» рассказала генеральный директор Светлана ДУНЧЕВСКАЯ.

? | Светлана Викторовна, в этом году ваша компания празднует свое тридцатилетие. Расскажите, какими достижениями вы особенно гордитесь.

— Наше главное достижение — разработка и внедрение программно-аппаратных комплексов, предназначенных для гидрографических работ, обследования подводных переходов трубопроводов и гидротехнических сооружений. Их созданием мы занимались с самого начала нашей деятельности и при этом ставили цель создать именно законченное решение, а не просто набор отдельных приборов и программ. В итоге наши комплексы позволяют проводить работы от этапов планирования и до представления итоговых материалов. Благодаря этому наши решения получили широкое распространение среди пользователей.

? | Вы стали первыми отечественными разработчиками подобных комплексов?

Безэкипажный гидрографический комплекс «КАЛАН»— Да, мы почувствовали необходимость в таком оборудовании, когда только начинали свой путь. Первоначально мы собирались специализироваться на обследовании подводных объектов, впрочем, это и сейчас остается одним из наших основных направлений деятельности. Среди наших первых клиентов был «Газпром». По его заказу потребовалось провести обследование подводного трубопровода с применением приборов, а в то время, в 1994 году, по сути, никто не занимался этим направлением. Раньше, еще во времена СССР, подобные проекты выполнялись с привлечением водолазов, но такой способ был опасным и низкоэффективным. Перед нами стояла задача как повысить достоверность получаемой информации, так и обеспечить на необходимом уровне качество представления результатов обследования плюс увеличить скорость выполнения работ.

В итоге мы предложили и впоследствии успешно провели обследование при помощи гидроакустического оборудования — гидролокаторов. Это позволило создать достоверную трехмерную модель подводного перехода с выступающей над грунтом трубой, и такой результат удивил наше профессиональное сообщество.

При реализации этого проекта мы поняли, что на рынке нет подобных комплексов, и стали работать над их созданием.

Первоначально планировали разработать решение, в задачи которого входил бы сбор информации о местоположении труб и кабелей, глубине их пролегания, построение 3D-модели, анализ полученной информации. Первый полноценный комплекс был разработан уже к 2001 году.

Конечно, мы продолжали и продолжаем активную разработку новых и доработку имеющихся решений: проводим модернизацию, дополняем комплексы необходимыми функциями, совершенствуем аппаратную часть.

В развитии наших комплексов сыграли большую роль и те интересные, многообразные задачи, которые ставили перед нами наши заказчики. Например, в течение десяти лет, с 2010 по 2020 год, мы принимали участие в ОКР «Карта-река» по созданию электронных карт внутренних водных путей России. Это была гидрографическая съемка всех судоходных рек, от Амура и его самых дальних притоков до рек европейской части. За это время нами было пройдено и отснято 10% всех внутренних водных путей РФ.

Выполняя эти работы, мы, в соответствии с полученным опытом, дополняли наши комплексы, чтобы они могли справляться с подобными объемами работ, чтобы в них были предусмотрены необходимые алгоритмы, чтобы наши решения были удобными и понятными для пользователей. Также в течение этих лет у нас увеличивалось количество заказчиков, которые специализировались на инженерных изысканиях и водолазных работах. Мы отозвались и на их потребности и провели соответствующие разработки.

? | Расскажите немного о работе с пользователями. Требуют ли ваши комплексы проведения обучения?

— Конечно. Обучение мы проводим как в офисе, так и «на воде» — у нас есть специальный катер для этих целей. Соответственно, наши пользователи знакомятся с теоретической базой, основами работы комплексов и имеют возможность для практики — самостоятельно собирают и настраивают оборудование, проводят съемки, обрабатывают результаты.

Разумеется, на обучении дело не заканчивается, у нас создана группа сервиса, которая помогает заказчикам по всем возникающим вопросам в удаленном режиме. Например, это может быть настройка оборудования, нюансы эксплуатации, мелкий ремонт. Если требуется серьезный ремонт, мы забираем оборудование на свою площадку, а на время ремонтных работ предоставляем замену, чтобы у наших пользователей не возникал простой в работе.

? | Ваши комплексы предполагают использование высокотехнологичных элементов, микроэлектроники. Столкнулись ли вы в связи с последними событиями с необходимостью импортозамещения?

— Да, поскольку мы использовали ряд передовых импортных элементов — высокопроизводительные процессоры и прочее, нам пришлось искать аналоги соответствующего качества, и мы успешно нашли замену. Плюс, конечно, продолжаем мониторинг возможностей отечественных поставщиков, чтобы обеспечить максимальную импортонезависимость наших комплексов.

? | Что станет следующим шагом в совершенствовании ваших решений?

— Сейчас очень актуален переход на беспилотные технологии. Одна из наших последних разработок — беспилотный катер для гидрографических работ. Уже проведен ряд испытаний в реальных речных и морских условиях, определена граница применения. Мы уже начали работать над разработкой беспилотника для морских акваторий.

Мы совсем недавно выполнили первую поставку нашего беспилотника во Владивосток, где он будет выполнять задачи в структуре Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

? | Как давно сотрудничаете с Росморпортом?

— Сотрудничество началось три года назад, когда мы представили на одном из профильных мероприятий наш гидрографический комплекс с многолучевым эхолотом. В то время Росморпорт изучал варианты по импортозамещению подобного оборудования, и оказалось, что им очень интересны наши инициативные разработки. Скажу честно — зарубежное оборудование все же выше классом, но стоит учитывать, что его разработкой и производством длительное время занимаются крупные компании, у которых совершенно другие ресурсы и возможности. Тем не менее наши комплексы обеспечивают хорошее качество, позволяют решать необходимые задачи, соответствуют международным требованиям. По словам заказчиков, это достойная замена импортных аналогов.
К тому же работа с такой структурой, как Росморпорт позволяет нам развивать наши решения, мы всегда получаем качественную обратную связь, можем провести доработку под задачи предприятия. В этом направлении нам также очень помогает Росморречфлот, с которым нас связывает плодотворное сотрудничество: на многих судах сегодня используются наши эхолоты. Кстати, это единственные современные отечественные эхолоты, внесенные в Госреестр средств измерений.

? | В этом году ФГУП «Росморпорт» празднует 20 лет со дня начала деятельности. Что бы вы пожелали партнеру по случаю юбилея?

— От всей души желаем продолжать развиваться, увеличивать обороты, прибыль и уровень технической оснащенности и быть независимым от внешних воздействий! Я уверена, что в ближайшие годы с применением современных технологий каждый руководитель в структуре Росморпорта будет получать актуальную информацию обо всем, что происходит и в его подразделении, и на вверенных ему участках водных путей.

Источник: Федеральный деловой журнал «ТСР» (ТСР № 194)

pdfСкачать PDF-версию статьи870.19 КБ

Обратная связь
У вас есть вопрос или вам нужна
профессиональная консультация по услугам?